Срок подачинадзорной жалобы по КОАП в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок подачинадзорной жалобы по КОАП в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.

Комментарий к ст. 30.3 КоАП

1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП РФ).

Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).

В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.

При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.

В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.

2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).

Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.

3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.

Срок подачи надзорной жалобы по административному делу, срок ее рассмотрения

КАС устанавливает несколько сроков, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, это срок подачи жалобы. Согласно ч. 2 ст. 333 КАС, он ограничен и составляет 3 месяца. Точка отсчета — момент обретения обжалуемым решением юридической силы. В противовес небольшому сроку заявителям предоставлена возможность его восстановления в случае пропуска по уважительной причине.

В качестве последней, в соответствии с п. 51 постановления Пленума ВС от 27.09.2016 № 36, могут признаваться:

  • неполучение судебного решения в связи с нарушением почтой правил доставки корреспонденции;
  • отсутствие получателя по месту жительства в связи с командировкой, стационарным лечением и т. д.

Во-вторых, это срок рассмотрения надзорной жалобы по административному делу в Верховном суде РФ, который складывается из двух периодов:

  1. От поступления документов в суд до конца единоличного рассмотрения дела судьей. Документы рассматриваются (ст. 336 КАС):
    • до 2 месяцев, если судья исследовал жалобу на основании приложенных решений предыдущих инстанций;
    • до 5 месяцев, если для исследования вынесенных решений потребовалось изучить материалы административного дела. При этом обычно на рассмотрение дела уходит до 3 месяцев, хотя в случае его особой сложности срок может быть увеличен еще на 2 месяца.
  2. С момента вынесения определения о передаче дела в Президиум ВС до окончания судебного заседания. Данный временной отрезок не должен превышать 2 месяцев (ч. 5 ст. 340 КАС).

Временные рамки, в которые должна быть рассмотрена заявка в вышестоящем судебном учреждении, четко определяются действующим законодательством.

Информация по этому вопросу приведена в таблице ниже.

Не запрашивая материалы по делу Период рассмотрения составляет до одного месяца с даты передачи документов в суд.
С отправкой запроса на предоставление материалов по делу Рассмотрение заявления осуществляется в срок до двух месяцев с даты подачи заявления в судебное учреждение. В срок не включается период, который тратиться на отправку запроса на предоставления материалов по делу и доставки их в суд.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев — в случае истребования дела.

При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса административного дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.

По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:

  • о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
  • об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.

Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.

Штраф – обжалованию подлежит?

Наиболее часто встречающимся административным правонарушением является нарушение правил дорожного движения водителями авто. Отсюда и наиболее распространенный штраф получают именно от сотрудника дорожной инспекции. Но всегда ли постановление о правонарушении составлено идеально верно и соответствует действительности? Очевидно, что не всегда, поскольку человеческий фактор никто не отменял. Если постановление составлено с нарушениями закона и является нарушением ваших прав, то защитить себя можно подав жалобу.

Многие водители авто сталкиваются с большими штрафами на дороге, а некоторые даже с лишением водительских прав на определенный срок. Знаете ли вы, что постановление ГИБДД можно обжаловать, если на то есть веские причины? Возможно, большинство знает об этом, но не знает порядка процедуры обжалования постановлений об административных правонарушениях. А ведь это может стать спасением, особенно когда вы «попадаете» на крупный штраф там, где не было вашей вины.

Ситуации, которые требуют надзорного рассмотрения

Шаг 1. Определите, не истек ли срок обжалования/принесения протеста на постановление (ПДАП).Сроки обжалования рассматривались в части первой данного материала (воп.4, 10-12). По общему правилу, срок обжалования — десять суток со дня вручения или получения копии постановления. Этот же срок применяется и для обжалования последующих решений по жалобам на постановление (ПДАП).

Исключение составляют дела, связанные с проведением выборов/референдума, когда срок сокращается до пяти дней. Зачем это нужно: проверка срока на обжалование на предмет его истечения необходима для ответа на вопросы:а) вступило ли постановление в законную силу;б) имеется ли возможность обжаловать данное постановление;в) в какой орган (или какому лицу) надлежит направлять жалобу/заявление;г) имеются ли основания для восстановления пропущенного срока.

Внимание!

Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием возврата жалобы на постановление (ПДАП) заявителю, если обжалующее постановление лицо не ходатайствует о восстановлении пропущенного срока или нет оснований для его восстановления при наличии такого ходатайства

Последствия пропуска (истечения срока):1) Изменяется порядок обжалования:а) подведомственность рассмотрения жалобыЕсли жалоба на не вступившее в законную силу постановление подается в порядке ст.30.1 КоАП РФ, то при вступлении в законную силу — уже в порядке ст.30.13 КоАП РФ, т.е. порядок обжалования становится исключительно судебным.

Статья 30.3 КоАП РФ. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

  1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
  2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
  3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
  4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Статья 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

  1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
    1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
    2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
    3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
    4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
    5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
  3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.
Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Москве

Статья 30.6 КоАП РФ. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

  1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.
  2. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
    1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
    2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
    3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
    4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
    5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
    6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
    7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
    8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;
    9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
  3. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Чего ждать? Наказать… нельзя… помиловать

Как в случае со знаменитым предложением, где решение поставить запятую решает судьбу, так и решение суда. Суд или орган, куда вы направили жалобу, может рассмотреть со следующими последствиями для обжалованного постановления и вас:

  • жалобу оставят неудовлетворенной, а постановление об административном нарушении без изменений. В этом случае вы обязаны будете либо понести ответственность, либо дальше обжаловать решение суда в более высоких инстанциях;
  • постановление будет изменено. Возможно, новое постановление будет иметь другую меру административного наказания согласно объективных причин;
  • постановление будет отменено и дело закрыто. Это и есть ваша победа, значит, вам не грозит взыскание и вы можете жить спокойно;
  • постановление будет отменено, а дело вернут на новое рассмотрение.

Надзорная жалоба по административному делу

Решение о начале их деятельности должно быть оглашено не позднее 01.10.2023. Срок подачи жалобы В соответствии с п.

2 ст. 333 КАС РФ судебные постановления могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня их вступления в законную силу. Срок представления жалобы, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен по заявлению заинтересованного лица при соблюдении одного из нижеперечисленных условий:

  • Заявление подано гражданином (организацией, учреждением), не являющимся участником административного дела, права (свободы, интересы) которого были нарушены принятым судебным актом. И этот субъект обратился с надзорной жалобой после того, как узнал об исходе дела.
  • Обстоятельства, послужившие причиной такого пропуска, произошли до истечения 1 года со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта;

Государственная пошлина В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 333.19 НК РФ за подачу надзорной жалобы взимается государственная пошлина в той же сумме, которая уплачивается за представление неимущественного иска:

  1. 6 000 руб. – для юридических лиц.
  2. 300 руб. – для граждан;

Квитанция об уплате пошлины включается в пакет документации, прилагаемый к жалобе.

Заявитель может просить о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты пошлины (в пределах 1 года) или уменьшении ее размера. Ходатайство заявителя оформляется определением суда, которое также прикладывается к пакету документов.

При наличии льготы по уплате госпошлины к жалобе необходимо приложить копию документации, подтверждающей право на ее применение.

Вопрос о предоставлении отсрочки (рассрочки, уменьшения размера) платежа решается надзорной инстанцией без извещения участников административного дела (п. 6 ст. 334 КАС РФ). Как составить надзорную жалобу Смотреть образец жалобы Согласно п.

1 ст. 334 КАС РФ документ должен содержать:

  • ФИО (название) и адрес заявителя;
  • ФИО (название) и адрес других лиц, участвующих в деле;
  • Наименование суда, в который он подается;

Основания для подачи надзорной жалобы по административному делу

Если гражданин или организация не согласны с решением по вменяемому правонарушению, они или их защитник могут подать соответствующую жалобу. Используя такой законный инструмент, как надзорная жалоба по административному делу, судебное решение опротестовывается уже после того, как оно вступает в силу.

Выделим несколько причин для использования протеста:

  • по мнению защиты, доказательства были рассмотрены в суде не в полном объеме, суд не учел всех обстоятельств, при рассмотрении были допущены нарушения и пр.;
  • недоказанная вина, сомнения по отношению к показаниям и рассматриваемым доказательствам.

Причиной протеста может стать несоблюдение, по мнению защиты, процессуальных действий и пр.

Статья 333 КАС РФ. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления (действующая редакция)

Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:

Читайте также:  Сорвал джекпот: юристы объяснили, что делать, если выиграл в лотерею

— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);

— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).

В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.

Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.

Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2021 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.

Статья 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

  1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
    1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
    2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
    3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
    4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
    5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
  3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *